Любой профессиональный трейдер знаком со словосочетанием «рождественское ралли», обозначающим резкий рост фондовых рынков (обычно на 10% и более) в период двух последних недель декабря.
Многие воспринимают рождественское ралли как своеобразный подарок трейдерам от рынка, поскольку биржевой рост в этот период, как правило, настолько же значителен, насколько и предсказуем. Надежда трейдеров заработать на сезонных колебаниях рынка в декабре вполне объяснима, так как, согласно многолетней статистике, перед Рождеством традиционно растут практически все фондовые индексы. Кстати, нынешний 2014 год также не стал исключением.
Прежде всего, обязательные участники рождественского ралли – это акции компаний потребительского сектора. И это неудивительно, поскольку перед Рождеством покупателей настигает настоящая «потребительская лихорадка». Естественный рост продаж в этот период поддерживают и сами ритейлеры, использующие различные способы стимулирования сбыта в виде всевозможных распродаж и т.д.
Однако «праздничной лихорадке» подвержены не только рядовые потребители, но и инвесторы, массово скупающие акции под влиянием предновогоднего оптимистического настроения. Трейдеры, открывающие длинные позиции в ожидании ралли, создают дополнительный ажиотажный спрос, тем самым подталкивая цены вверх. Повышение деловой активности – важный фактор, обеспечивающий прирост рынка в это время.
Еще одна причина стремительного роста акций перед Рождеством – закрытие календарного года и выход в декабре корпоративной отчетности.
По наблюдениям специалистов финансового рынка, бычьи настроения на рынке начинают появляться еще в октябре. В ноябре обычно происходит коррекция, а со второй половины декабря начинается бурный рост, который длится вплоть до конца года. Иногда положительная динамика по инерции переносится и на январь. Но строгих закономерностей здесь нет: в истории случались и такие варианты, когда рынок показывал интенсивный рост только в последние пару дней календарного года.
Всегда ли происходит рождественское ралли? Аналитики утверждают, что за последнюю сотню лет рынок показывал предпраздничный рост в 80% случаев. Увы, но, по статистике, в некоторые годы индексы не показывают ожидаемого роста. Так, например, за последние 10 лет американский фондовый рынок обманывал ожидания инвесторов 4 раза. В этой связи, к рождественскому ралли, вероятно, следует относиться как к определенным «рамочным условиям», представляющим собой лишь дополнительный фактор роста котировок. Праздничный оптимизм этого периода способен усилить текущую тенденцию роста, а вот переломить ее – далеко не всегда.