Истина гласит Trend is your Friend.
В мире трейдинга существует множество заблуждений, которые мешают зарабатывать деньги ритейл-трейдерам. Между тем, умение распознавать эти заблуждения помогает приумножать свои капиталы настоящим профессионалам. Сегодня мы с вами поговорим об одной из тех ошибок, которая задаёт неправильное направление работы трейдера уже в начале его пути.
В прошлом номере журнала мы научились строить реальные уровни поддержки и сопротивления, именуемые мной областями баланса. Наш следующий шаг? Правильно. Определить, какой на рынке тренд, то есть установить, под чьим контролем находится рынок, властвуют Быки или Медведи, или, выражаясь другими словами, кто набирает объём: Покупатели или Продавцы. На эти вопросы мы и постараемся ответить в рамках нашей статьи.
Так что же такое тренд? Это какие-то наклонные каналы или что-то более реальное? Давайте дадим определение этого понятия.
Тренд (в переводе с англ. trend – тенденция) – это однонаправленное движение цены, действующее в течение определенного времени.
Очень емкое понятие, согласитесь. Вроде как сказали всё, не сказав ничего.
Может быть, один из создателей теории технического анализа даст нам ответ? Чарльз Доу отмечает, что при восходящем тренде последующий пик на графике должен быть выше предыдущих, а при нисходящем тренде последующие спады на графике должны быть ниже предыдущих (см. Теория Доу). Мне одному кажется, что такие замечания не выглядят уж очень конкретно и понятно, и уж точно на такие «тренды» лучше не ставить свои деньги?
Доу и другие классики выделяют 3 вида тренда:
- Боковой тренд
- Восходящий тренд
- Нисходящий тренд
Ну тут, вроде все понятно. В боковом тренде работаем от границ, в восходящем — от нижней границы, а в нисходящем — от верхней границы. Только от границ чего мы работаем? Линий, которые сами прочертили в наших терминалах? Я убежден, что это очень слабое основание для осуществления торговых операций на рынке, и что вышеприведённая теория дает поистине слабое представление о происходящих на бирже процессах!
Представляю вам моё определение тренда, на котором частично основан мой подход понимания закономерностей рынка:
Тренд – это устойчивая последовательность зон накопления объема, подкрепленная важной экономической статистикой, четко определяющая направление движения на рынке.
Я выделяю следующие виды тренда:
- Накопление
- Бычий тренд
- Медвежий тренд
Накопление — это процесс аккумуляции позиции крупным игроком с целью создания импульсного движения в сторону больших объемов.
Чтобы правильно определить направление тренда, вам необходимо безошибочно построить области поддержки/сопротивления. И, используя такие понятия, как скользящие средние (динамические уровни), позиционирование относительно ядра контракта, мультилинейное построение и последовательность циклов, верно диагностировать ситуацию на рынке.
Итак, первый и самый простой способ — это определить сторону торговли при помощи мувингов. Здесь все просто: если цена находится выше скользящих средних после их пересечения, то тренд восходящий, если ниже – то нисходящий.
Хочу заметить, что я не являюсь проповедником скользящих средних, а лишь хочу показать пример базовых закономерностей. Вы должны понимать, что долгосрочные тренды создаются не ценой и тем более техническими индикаторами, а спросом и предложением, и подтверждаются фундаментальными индикаторами экономики.
Важно правильно подобрать мувинги для ваших таймфреймов. Я рекомендую график Н4 и ЕМА с периодом 30 и 60. Обратите внимание, что МА — именно экспоненциальные, так как нам нужно быть ближе к последним ценам, и именно ЕМА придают последним ценам больший вес. Вы можете меня спросить, почему именно 30 и 60? А потому, что мы сравниваем цены за 2 недели. В одной неделе 30 свечей Н4, в двух неделях, соответственно, в 2 раза больше свечей. На областях их пересечения возникают зоны спроса или предложения нашего актива. Причина этому — не совпадение и не выдумка, а просто поиск закономерностей в недельных циклах рынка. Таким образом, вы можете определять недельный или месячный тренд, квартальный или даже готовой, стоит лишь подобрать период ЕМА, согласно выбранному вами периоду графика.
Второй способ предлагается более искушенным трейдерам. Он основан на теории профильного анализа рынка. Для доступа к информации по объемам нужно установить на график торгового инструмента профиль объема и определить самую проторгованную область, или «Ядро контракта» (фиолетовый уровень).
В данном подходе визуально все очень просто: если цена располагается ниже Ядра, то тренд контракта нисходящий, то есть на рынке властвуют медведи, а если выше, то тренд на стороне быков.
Оставшиеся два способа определения тренда я разбираю в рамках обучения по моему авторскому проекту «Американские Горки».
Итак, сегодня мы узнали, что же такое тренд, и разобрали несколько простых способов определения тренда. Надеюсь, этот материал оказался для вас полезным и помог разрушить одно из основных заблуждений, препятствующих вашей успешной карьере. Читайте, ищите новую информацию, анализируйте полученные знания.
Оставайтесь с нами, дальше будет еще интереснее.
Автор: Vitalii Rich Sergienko
Редактор статьи: Kristina Chaparenko