Практически ежедневно, пролистывая различные печатные издания и просматривая новости по телевидению, мы встречаемся с упоминанием индекса Доу-Джонса – ведущего индикатора нью-йоркской фондовой биржи. Изменения показателей этого индекса заставляют трепетать в надежде либо в отчаянии множество финансовых деятелей со всех уголков мира. Между тем, самый знаменитый индекс фондовой биржи изобрел ни кто иной, как журналист – один из выдающихся талантливых финансовых журналистов 19 века Чарльз Доу. Но обо всем по порядку.
Чарльз Генри Доу родился 6 ноября 1851года в Соединенных Штатах Америки в штате Коннектикут в семье фермера. В возрасте 6-ти лет он потерял отца и был вынужден выполнять часть хозяйственных обязанностей. Семья жила небогато, и юный Чарльз не смог получить высшее образование, но, тем не менее, он много читал и рос весьма развитым и сообразительным ребенком. Фермерское хозяйство абсолютно не привлекало юношу, и, будучи 16-ти лет от роду, он поступил на службу в местную еженедельную газету учеником наборщика и репортера. Едва достигнув некоторой финансовой независимости, в возрасте 18 лет Чарльз Доу перебрался в город Спрингфилд, штат Массачусетс, где устроился на работу в достаточно крупную провинциальную газету «Sprindfield Daily Republican». Там он постигал азы журналистики и начал делать свои первые шаги по карьерной лестнице.
В 1875 году Чарльз Доу занял должность редактора вечернего выпуска в газете «The Providence Star». Начав трудиться в этой газете, Доу увлекся экономической тематикой и стал писать материалы об актуальной на тот момент проблеме драгоценных металлов – о механизмах их поиска, добычи и реализации, о важности для мировой экономики. Будучи задуманными первоначально как небольшие заметки, эти статьи со временем переросли в большие аналитические отчеты. Молодой журналист понял, что исследовательская и аналитическая работа привлекают его гораздо больше, нежели публицистика, и стал развивать свой талант в этом направлении.
Через несколько лет напряженного труда Чарльз Доу осознал, что «перерос» масштаб провинциальной газеты, и вместе со своим другом Эдвардом Джонсом отправился на покорение Нью-Йорка. Приехав в крупнейший город Америки, он устроился на работу в информационное агентство Kiernan News Agency, занимавшееся распространением рукописных новостей среди банков и брокерских компаний. Уже имевший довольно обширный опыт работы в этой сфере Чарльз занялся подготовкой отчетов о динамике цен на акции золотодобывающих компаний.
Проработав в информационном агентстве в течение 3-х лет, и поняв, что финансовая деятельность, кроме интереса, может приносить еще и неплохую прибыль, друзья решили, что пришло время открыть собственное дело. Так, став компаньонами, Чарльз Доу и Эдвард Джонс в 1883 году основали компанию Dow Jones & Со. Новоиспеченные компаньоны начали выпускать информационный листок (бюллетень) “Customer’s Afternoon Letter” , в котором решили печатать сводную таблицу изменения цен на торгуемые акции за день. В то время это была настоящая революция в сфере информации! Дело в том, что, во-первых, ранее подобные финансовые данные были доступны лишь узкому кругу людей, так или иначе приближенных к брокерским компаниям. А, во-вторых, этот анализ никогда не проводился на регулярной основе, и, следовательно, не давал возможности увидеть общую картину рынка.
Изначально тираж бюллетеня составлял менее 100 экземпляров. Информация для него добывалась самыми различными способами, вплоть до того, что приходилось втираться в доверие к нужным людям, подслушивать, выпытывать у действующих трейдеров – одним словом, действовать в лучших традициях шпионских фильмов. Однако эксклюзивность предоставляемой информации с каждым днем привлекала все больше внимания к бюллетеню Доу и Джонса со стороны широкого круга читателей. Популярность “Customer’s Afternoon Letter” неуклонно росла, и уже в 1889 году небольшой информационный листок превратился в серьезное полноценное биржевое издание, получившее название «The Wall Street Journal».
Исследовательский склад ума и поисковый характер мышления не давали Чарльзу Доу, задерживаться на одном месте и останавливаться на достигнутом. По роду своей деятельности имея доступ к информации об изменении цен ведущих акций, он увлекся идеей вывести единый индекс фондового рынка, призванный определять общее направление его движения. Для этого Доу присвоил каждой акции равный вес и вычислил процентные изменения цены, в результате чего привел курсы к среднему значению. Так появился всем известный индекс Доу-Джонса (Dow Jones), являющийся на сегодняшний день основным индикатором нью-йоркской фондовой биржи.
Впервые индекс Доу-Джонса был опубликован компанией Dow Jones & Со в июле 1884 года. Тогда он рассчитывался по акциям 11-ти компаний, большую часть из которых составляли железнодорожные компании, считавшиеся на тот момент наиболее надежными. С 1896 года газета начала ежедневно публиковать индексы Доу-Джонса по акциям 20-ти железнодорожных и 12-ти промышленных компаний. Впоследствии именно последний индекс стал наиболее популярным. В 1928 году, уже после смерти Доу, индекс стали рассчитывать по акциям 30-ти промышленных компаний.
Чарльз Доу ушел из жизни в 1902 году. Влияние этой теперь уже исторической фигуры на мировой финансовый рынок сложно переоценить. Достаточно сказать, что в течение 50-ти лет после создания «The Wall Street Journal» на рынке печатных изданий так и не появилось ни одного достойного ей конкурента, предоставляющего аналогичную по своей значимости финансовую информацию. Детище Чарльза Доу, газета «The Wall Street Journal» выходит в свет и по сей день, и вот уже более 120-ти лет является одним из наиболее влиятельных СМИ в данной области во всей Америке. А что касается индекса, названного его именем, то до сих пор ни один день на финансовом рынке не проходит без упоминания этой знаменитой фамилии, и на сегодня индекс Доу-Джонса является важнейшим показателем экономики США.